История появления айкидо (доисторическая)Ещё в древности люди старались уйти с линии атаки... меча, особенно если сами были безоружны. Правда изначально их целью было убежать куда подальше, а айкидо своими традициями уходит в глубь веков: когда первая обезьяна дала сжатой в кулак конечностью (неважно, которой из 4-х) по морде. Правда, и у них цель несколько отличалась. Ибо целью был Банан в неважно какой конечности второй обизяны.
Говорят, понятие "уке" восходит своими корнями к этой первой схватке, когда в ответ нападавшему вторая обизяна сказала: "Ук? Уке!" И дала сдачи бананом (отследите связь понятий "бокен" - "банан").
читать дальшеИ еще немного.Поскольку банан был пищей, а бить пищей - это вопиющая несправедливость (в отличие от честного отбирания оной), то первый тут же отреагировал: Нахаа! ("л" в те времена, как и "р", выговаривалось лишь самыми умными и рыковитыми) - показал он свою образованность. Далее неразумные японцы, не спросив толком обизян, переделали это в" наге". Ну что ж, не будем их за это винить, ибо древние были мудрыми, а японцы... были японцами.
Однажды один из обизянов тренировался отмахиваться бОнаном. И делал это столь яростно, что некоторые бонаны выскакивали из своей кожуры и, ударяясь о ближайшие деревья, разлетались ошмётками. Проходя мимо ручья, обизян заметил, что его великолепная шёрстка измазана бонановой кашей и пылью. И был опечален. И мылся(!). Но на следующий день он решил оградить своё тело от грязи земной и неземной (бонановой). И одел себя в листья пальмовые. И видели его другие обизяны и смеялись над ним: "Ги-ги-ги-ги-ги!"
Но японцы любят лаконичность. Так наряд для ежедневных тренировок назвали просто, коротко и понятно: ги.
И вот однажды крутой обизян подбежал к хилому, но очень прогрессивному обизяну, и без предупреждения стукнул его бонаном по макушке (Наш герой возжелал задать хилому вопрос, который его самого всегда ставил в тупик: "Можно ли бонаном отмахать у нахаа ещё один бонан, даже если оного у нахаа нет?") На это прогрессивный хилый обизян ... промолчал. Но, отломив крекую ветку от дерева (хилый-то хилый, но обизян: ломает веник, не напрягаясь), под которым предавался размышлениям, врезал ею в лоб крутому. На что первый, осознав глупость своего вопроса, сказал лишь:"БО!", бросил бонан и прилёг медитировать. Мудрец же, взяв бонан и перекинув палку через плечо, пошёл к другому дереву искать новую истину. А палку он так и стал называть "бо". После этого у конфуцианских мудрецов появилась привычка стучать своих глупых учеников по голове в ответ на их вопросы. А сильно "крутых" сперва учить медитации.
Однажды обизян захотел бонан. И увидел он одиноковисящий бонан (неурожайный год, однако). И протянул он лапу к бонану, но кинулся вслед за лапой шустрый да быстрый обизян, и когда бонан был уже в левой передней лапе первого, схватил он бонан своей передней правой лапой. Крутанулся вокруг своей оси налево. Уселся, прижал бонан к груди. И затем немедленно зачавкал съедая сеию ценность. Первый же, не успев отпустить бонан, от всех этих телодвижений грохнулся наземь и оттуда наблюдал за процессом поглощения... "Шибко нахаа!..." - всё, что смог он вымолвить. Но ниппонцы, понятное дело и это переделали. Так вместо гайдзинско-обизянего "шибко нахаа", появилось истинно-ниппоннское "шихо наге".Эволюция айкидошного сознанияТе, кто занимаются айкидо, наверняка сталкивались с проблемой "могучего Буратино".
Начинается всё вполне безобидно: к вам подходит некто большой и сильный. С лицом человека, который СЕРЬЁЗНО ЗАНИМАЕТСЯ БОЕВЫМИ ИСКУССТВАМИ!!! Он хватает вас за руку и...
...ваше айкидо прекращается.
От могучего захвата трещат кости. Буратино пучит глаза и, кажется, даже не дышит. Он мог бы ещё больше затруднить вам бросок - если бы лёг на пол - но эта простая мысль почему-то не приходит ему в голову.
По моим наблюдениям, люди решают "проблему Буратино" по-разному.
читать дальшебез уровня: для них проблемы не существует. Это уровень дзен, тотальное недеяние. Человек не знает ни одного приёма, а потому - невинен. Грехопадение произойдёт позже.
6-й кю: заплакать и убежать. Всю ночь маяться мыслью: "Я бездарь! я совершенно неспособен к айкидо"
5-й кю: сделать страшное лицо, выпучить глаза и напрячь мышцы. Чудовищным усилием вырвать захваченную руку и провести приём. Основной девиз: "В хоккей играют настоящие мужчины"
4-й кю. прочесть лекцию о том, что напряжённого человека бросать гораздо легче. По крайней мере, старшие так говорят, а зачем им врать?.. Объяснить, что напряжённые мышцы - это опасно. На них великолепно проходят болевые контроли. Очень болевые контроли! Попросить кого-нибудь из старших сделать никкё.
3-й кю. Сделать никкё. Пока человек поднимается с татами и вытирает слёзы, прочесть лекцию. О том, что напряжённого человека бросить гораздо легче.
Внимание! Это уже старший ученик! Не поддавайтесь на провокации: когда он говорит: "А ещё на сильный захват можно сделать вот что...", ложитесь на пол. Лежащего человека бросить невозможно.
Проверено. Даже Уэсиба не в состоянии сделать этого.
2-й кю. Захват тебе?.. Ишь!.. Посмотрите, а?.. Выдумал!.. Захват ему... Да ты же, небось, как вцепишься!..
1-й кю. Дать захват. Подождать, пока партнёр закостенеет и выпучит глаза, а затем рассказать Великую Тайну Айкидо.
Для каждого человека она своя. Можно убедить партнера, что держа мягкий захват, он с каждой секундой духовно растёт. Ки у него прибавляется так, что аж пупок трещит. А можно объяснить, что жёсткий захват держат только лохи. Что истинные ценители и мастера... ну, ты же понимаешь, дружок!..
Главное, чтобы партнёр чувствовал себя приобщённым к высшим истинам.
1-й дан. Коснуться мизинцем запястья партнёра, выдохнуть и шевельнуть бёдрами.
Я не могу доходчиво объяснить как, но это работает. Одного очень сильного Буратино такое движение буквально подбросило в воздух. Интересно, что будет дальше?..
Кстати, я сумасшедшая (ну и привыкла к очень жестким захватам Сережки). Я ничего не умею, но поробую что-нибудь сделать, пусть даже попутно мне оторвут руку)